Флаг над Эльбрусом

Верные друзья и трезвый расчёт помогают преодолеть любые трудности
18.09.2019
Евгения Голубева

Несколько лет подряд я бывала в горных походах, но никогда не поднималась на вершины. В этом году у меня вдруг появилось желание покорить высоту, причём не простую, а самую высокую точку Европы - Эльбрус (5642 метра над уровнем моря). Именно туда и отправилась наша небольшая дружная компания, зарегистрировавшись в местном отделении МЧС. Планируя восхождение, я хотела разделить радость успеха со своими коллегами по работе, поэтому взяла с собой флаг ООО «ЛУКОЙЛ-Энергоинжиниринг».

Мы выбрали самое благоприятное для восхождения время - конец июля. Залог успеха кроется в двух основных факторах - это погода и хорошая акклиматизация. Если на первый повлиять никак нельзя, то ко второму мы подошли со всей серьёзностью. Влияние высоты на организм предсказать невозможно. Последствия «горняшки» (горной болезни) могут быть самыми разными: начиная от головокружения и заканчивая отёком лёгких. Горная болезнь развивается вследствие недостаточного количества кислорода в воздухе, и некоторые люди ощущают первые её симптомы уже на высоте 1500 метров над уровнем моря.

Базовый лагерь на отметке +2200

У альпинистов существует понятие «базовый лагерь» - это отправная точка для выхода на маршруты. В нём располагаются палатки, основная часть вещей и провизии. Наш базовый лагерь расположился на отметке +2200.

После первой ночёвки мы налегке отправились к началу ледника Кашкаташ на отметку +2800. Выход усложнялся постоянным туманом (видимость 10-15 метров), поэтому программу максимум выполнить не удалось и уже к обеду мы вернулись в лагерь.

Высотный лагерь на отметке +3200

На второй день нас ждал переход в высотный лагерь. Нужно было подняться на высоту +3200, разбить там лагерь, пройти дальше до перевала ВЦСПС (+3800) и вернуться на ночёвку. Мы вышли рано утром. В рюкзаках палатки, спальники и провизия на сутки. В этот раз с погодой нам повезло. Чем выше мы поднимались, тем прекраснее открывался вид - ледники, снежные шапки, хребты. Вокруг только горы, которым тысячи лет! И мы - такие маленькие рядом с ними. Горы ничуть меня не пугали: я чувствовала себя очень спокойно и уверенно шла вперед.

Вид с высотного лагеря

На утро следующего дня у нас был запланирован подъём от высотного лагеря на вершину Курмычи (+4100). Но дождь, который начал накрапывать рано вечером, ночью превратился в грозу, и она не прекращалась до самого утра. Нужно сказать, что грозы я тоже не боюсь, но находясь на открытом плато в палатке, воспринимаешь стихию уже совсем иначе. Всю ночь я считала секунды между вспышками молний и раскатами грома.

Маршрут на Курмычи проходит по каменной насыпи - курумнику. После грозы идти по мокрым камням довольно опасно, поэтому мы решили спуститься в базовый лагерь. Тем более что один из нас впервые находился в альпинистском походе. Спуски - самые опасные участки любого маршрута: на них случаются 90% травм. Каждый шаг должен быть выверен - засмотрелся, поскользнулся, не так поставил ногу... и травма обеспечена. Чтобы поберечь новичка, мы немного разгрузили его поклажу. Рюкзак перестал смещать центр тяжести, и наш товарищ смог идти быстрее, почувствовав себя увереннее.

Прибыв в базовый лагерь к обеду, мы быстро собрали вещи и направились в Терскол - оживленный посёлок, ближайший к нашей главной цели - вершине Эльбруса. В Терсколе мы переночевали и на следующее утро взяли в прокате недостающее снаряжение.

Для восхождения обязательны альпинистские ботинки, пуховик, кошки, ледоруб, страховочная система и очки либо лыжная маска. Может быть, кто-то скажет, что на гору можно забежать в кроссовках и легко одетым (в мае на Эльбрусе проходят соревнования по спортивному восхождению), но лучше подстраховаться и иметь с собой всё необходимое, меняя снаряжение по ситуации.

Итак, все вещи собраны, настрой боевой, Эльбрус ждёт! На отметку +3800, станцию Гарабаши, поднимаемся на канатке, а дальше - только пешком. Под ногами уже скрипит снег. На отметке +4100 нас ожидает самый высокогорный приют на Эльбрусе. Там мы должны провести две ночи, прежде чем идти на главный штурм.

Горные приюты на отметке +3100

Горные приюты - это своего рода хостелы для альпинистов. Вагончики или небольшие неутеплённые здания без удобств, в комнатах - деревянные двухэтажные кровати, где можно устроиться со своим спальником. Обычно есть небольшая кухня, чтобы там готовить еду, используя талую воду. В сезон в приютах многолюдно, встречаются и иностранные группы - из Дании, Польши, с Украины. Люди собираются очень разные, но всех их объединяет одно - тяга в горы. Кто-то стремится сюда, чтобы преодолеть преграду, а кто-то просто хочет насладиться красотой.

На высокогорье у многих альпинистов уже отчетливо проявляются признаки горной болезни: отекают руки и лица, мучает бессонница, болит голова. Если симптомы усиливаются, необходимо, не мешкая, «сбрасывать высоту». Мы сделали ещё один акклиматизационный выход, до скал Пастухова (отметка +4800), после чего двое наших ребят решили спускаться вниз.

Восхождение: отметка +4800

Перед штурмом вершины обязателен день отдыха. Мы и его провели с пользой: отрабатывали обращение с ледорубом на небольших снежных склонах. Ледоруб - универсальный инструмент, который помимо прочего помогает альпинисту при срыве задержаться на склоне. Это довольно сложно, если нет навыка. Когда человек сорвался и съезжает вниз на спине, он должен резким движением перевернуться на живот и воткнуть в снег ледоруб острым клювом.

Вечером перед штурмом мы легли спать в 18 часов, чтобы проснуться в 12 ночи. Штурм вершины всегда начинается ночью, чтобы вернуться засветло. Мы вышли в 01:30, увидели чёрное звёздное небо и вереницу колеблющихся вверху фонариков, которую нам предстояло удлинить. С собой было только самое необходимое: тёплые вещи, термос с горячим чаем и немного еды. Втроём мы шли довольно быстро, не отставая друг от друга. Альпинизм - это командный спорт, в котором ни в коем случае нельзя терять из виду своих товарищей. Если кто-то замедляет ход, остальные останавливаются и ждут.

Рассвет на Эльбрусе

Рассвет мы встретили на отметке +5100. Завеса ночи ушла, и нам открылся потрясающий вид на весь Кавказский хребет. До цели, казалось бы, оставалось совсем немного, но после участка под названием «косая полка» (от +5100 до +5300) мы поняли, что сил совсем нет, дальше идти невозможно. Немного посидели, даже уснули на несколько минут, перекусили, и силы вернулись. Но потом чем выше мы поднимались, тем сложнее было идти, труднее дышать, болела голова. Делали несколько шагов и останавливались, чтобы перевести дух.

Седловина на отметке +5300

В 9:45 мы поднялись на западную вершину Эльбруса - те самые 5642 метра над уровнем моря. И это был один из счастливейших моментов в моей жизни. Моя первая вершина. Флаг ООО «ЛУКОЙЛ-Энергоинжиниринг», пусть недолго, развевался на самой высокой точке Европы в честь десятилетия предприятия, на котором я имею счастье работать.

На вершине

Оглядываясь назад, я немного жалею, что на самой вершине мы провели от силы минут двадцать. Начала болеть голова - нужно было спускаться вниз. Но разве это не повод повторить восхождение? Скорее всего теперь впереди у меня другая высота, ведь в мире столько величественных гор, где хочется побывать!