Серьёзные игры

Система 3D-визуализации помогает сетевым компаниям планировать ремонтные работы
04.01.2017
Иван Рогожкин

Центр виртуальной истории науки и техники ИИЕТ РАН и компания «Тетравижн» создали 3D-модель районной электрической подстанции Абакана. Модель предназначена для обучения обслуживающего персонала и планирования ремонтных работ.

При подготовке исходных данных было проведено лазерное сканирование объекта на площади 2 га с 37 позиций. В результате обработки информации (прореживания облака точек и текстурирования поверхностей объектов) был получен её общий объём 300 Мбайт, который позволяет обеспечить плавную визуализацию сцены на компьютерах с невысокой производительностью.

При создании 3D-модели разработчики использовали бесплатное игровое программное обеспечение с открытым кодом Blender 3D, которое работает без необходимости устанавливать пакеты автоматизированного проектирования. На виртуальной сцене обозначены зоны электробезопасности (отмечены красным), рассчитанные по действующим нормативам. Сцена дополнена 3D-моделями транспортных средств и рабочих, которых легко перемещать по территории подстанции, как в компьютерных играх. Предусмотрен стереорежим для визуализации на 3D-дисплеях и в шлемах виртуальной реальности.

Знакомясь с энергообъектом, пользователь программы может «гулять» или «летать» по 3D-модели, вращать, приближать и удалять сцену. При перемещении машин и рабочих по территории система следит за пересечениями границ зон электробезопасности, которые, кстати, рассчитываются по-разному для рабочих и машин.

Для планирования ремонтных работ предусмотрена возможность отключать секции ОРУ. Выбрав варианты расстановки людей и оборудования на ортогональной экранной проекции, инженер технической службы может создать и распечатать 2D-схемы для исполнителей работ.

Дальнейшее развитие системы возможно в направлении детализации модели и её расширения для целей тренировки персонала энергообъектов и подробной подготовки ремонтных работ.

Читайте другие наши материалы